Адрес456300, Челябинская область, Миасс, Проспект Октября, 73

Контакты администрации
Loading...

Профориентация

Профессиональное самоопределение

«Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду, оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни». К.Д. Ушинский

Тема выбора будущей профессии всегда была и будет актуальной для всех.

    Ранняя детская профориентация носит информационный и консультационный характер. Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Когда они подражают взрослым, то обычно играют в профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального определения. Необходимость ранней профориентации обосновывают новыми тенденциями в нашей жизни и вызовами будущего. Детей нужно сориентировать в профессиях будущего, подготовить их заранее к инновационным реалиям и изменениям будущей жизни. В цифровых технологиях дети ориентируются лучше взрослых, поэтому, освоив цифровые профессии, они быстрее смогут выйти на рынок труда.

В школе-интернате работа по профориентации ведется на классных часах и занятиях внеурочной деятельности, а также на коррекционных занятиях.

В современном мире существует огромное количество профессий и с развитием общества постоянно появляются новые. Найти подходящую для себя –  нелёгкая задача, подчас требующая умения разобраться в себе: знать свои слабые и сильные стороны, адекватно оценивать физические и умственные возможности, быть готовым постоянно учиться и усваивать большие объемы знаний.

Самоопределение личности - это сознательный самостоятельный выбор человеком жизненного пути и позиций, которых он придерживается в различных ситуациях. Выбор ценностей, нравственных норм, профессии, религии, условий жизни. В процессе мы отвечаем себе на два вопроса: "Кем быть?" и "Каким быть?".

О самоопределении можно говорить только тогда, когда у человека есть свобода выбора. Еще лет 150 назад у наших прапра…прабабушек и дедушек было мало возможностей свободно выбирать вид деятельности, религию и условия жизни. Да и до сих пор, конечно, мы не может говорить об абсолютной свободе самоопределения. Сложно стать католиком, если родители исповедуют православие. Трудно поступить в Гарвард, если ты родился в малообеспеченной вологодской семье. Но, к счастью, это все же возможно. Как считал знаменитый психолог Сергей Рубинштейнвнешние причины действуют только через внутренние условия. А Уолт Дисней говорил на это: "Все наши мечты могут стать реальностью, если у нас хватит смелости следовать им до конца".

Самоопределение личности обсуждается во всех гуманитарных науках - психологии, философии, социологии, педагогике и пр. Исследователей интересуют разные аспекты выбора.

 Социальное самоопределение - осознанная принадлежность к социальным группам и следование социальным нормам. Болельщик "Спартака"? Любительница классического балета? Хипстер? Вор в законе?
 Гражданское самоопределение - позиция гражданина. Как я отношусь к своей стране и что для нее готов сделать?
 Общественно-политическое самоопределение - приверженность политическим взглядам и партиям. Консерватор? Либерал? Или за полную анархию?
 Профессиональное самоопределение - сознательный выбор профессии и дела жизни. Хочу быть актеромВрачом? Руководителем? Иметь собственный бизнес?
 Религиозное самоопределение - приверженность конкретной религии и отношение к другим конфессиям. Считаю ли я себя толерантным?
 Семейное самоопределение - представление о модели семьи и отношений в ней. Хочу ли я жениться и заводить детей? Можно ли прожить в браке с одним человеком всю жизнь?
 Внутригрупповое самоопределение - осознание своей роли внутри социальной группы. Я лидер или ведомый? Могу ли я влиять на других членов группы?

Самоопределение подростков

    С какого возраста можно говорить о самоопределении? Даже ребенок-дошкольник может сознательно выбирать модели поведения: я буду капризничать для того, чтобы… Но актуальным этот вопрос становится в юношеском возрасте, когда подросток получает всю полноту выбора, а точнее "сталкивается" с ней, потому что уже пора выбирать. Сигналом того, что подросток "самоопределился", становится то, что он сам принимает решения о выборе и несет за них ответственность. То есть, не винит родителей, если что-то пошло не так.

     Из всех типов самоопределения для подростка на первый план выходит социальное и внутригрупповое. Он ищет свое место среди сверстников в классе, в спортивной секции или хоре, во дворе.

     Самоопределение - это важнейший этап взросления. Самоопределившийся подросток - это значит социально зрелый подросток, готовый к взрослой жизни. Именно такую личность стремятся воспитать родители.
Этапы самоопределения подростка:
 Осознает себя частью общества, в котором действуют социальные нормы, ценности и оценки.
 Сравнивает себя с другими и "примеряет" на себя требования действительности.
 Оценивает себя.
 Учится выбирать социальную роль, гражданскую позицию, ценности, профессию.

В западной психологии процесс личностного самоопределения называется формированием идентичности. Этот термин подчеркивает, что для взросления человеку необходимо научиться отделять себя от окружающего мира, понимать свою уникальность и находить свое место во внешнем мире.

Если вы хотите оценить уровень готовности подростка к профессиональному самоопределению,
предложите ему
       ПРОЙТИ ТЕСТЫ на ВЫБОР ПРОФЕССИИ >>

# Документ Подпись Ссылка
1 Концепция_Профессионального самооопределения 927,61 Кбайт / pdf скачать